Сегодня вся информация о прекращенных и существующих правах на недвижимое имущество в стране хранится в специализированном электронном реестре – ЕГРН. Реестр также располагает информацией обо всех правообладателях, имеющихся обременениях, арестах и прочих ограничениях, наложенных на объекты недвижимости на территории России. В реестре отображены все изменения, которые происходили с объектом недвижимости, например, смена собственника, смена формы собственности и пр.
До июля 2016 года вся информация о правах собственности содержалась в ЕГРП (реестр прав). Отдельно существовала тогда Государственная кадастровая палата, где содержались данные относительно объектов недвижимого имущества. С 01.01.2017г.произошло объединение ЕГРП и Государственного кадастра. И теперь вместо ЕГРП действует единый (общий) реестр недвижимости (сокращенно ЕГРН).
Чем отличается ЕРГН от ЕГРП?
Главное отличие двух реестров – в том, что новый содержит не только сведения о зарегистрированных правах собственности, но и информацию по объектам недвижимости.
Следует понимать, что если раньше право собственности подтверждал отдельный документ на бланке – свидетельство о государственной регистрации права, который хранился у собственника недвижимости, то теперь он упразднен. Его роль выполняет выписки ЕГРН, которые выдаются при переходе права собственника или по запросу. Важно, что те свидетельства, которые хранятся у собственников недвижимости, по-прежнему действительны. Однако в случае утери этого документа взамен будет выдана именно выписка ЕГРН.
Какие действия с недвижимостью регистрируются в ЕГРН?
Все изменения, происходящие с объектами недвижимого имущества сегодня, подлежат обязательной регистрации в реестре недвижимости, а именно:
-
регистрация права собственности (дкп, наследство, договора мены и дарения, решения судебных органов и т.д.)
-
регистрация аренды – как жилой, так и коммерческой;
-
подтверждение имеющегося права собственности – при этом такая выписка доступна каждому гражданину, а не только собственнику объекта;
-
наложение каких-либо ограничений на объект или их снятие;
-
получение общих сведений о любом объекте недвижимости;
-
внесение изменений в существующую информацию или исправление технических ошибок;
-
постановка нового объекта недвижимости на учет.
Обратиться в Росреестр каждый гражданин может лично, посетив отделение МФЦ в своем городе. МФЦ принимают запросы и документы, производят их обработку и отправляют в реестр. Гражданин получает опись, в которой стоит дата выдачи ответа. Следует учитывать, что сроки обработки запросов увеличиваются на 2 дня из-за того, что передачу документов в реестр осуществляется из МФЦ при помощи курьера. Также есть возможность получить некоторые услуги ЕРГН в режиме онлайн. Кроме того, заявление на обработку запроса может быть переслано по почте, вместе с оплаченной госпошлиной.